Татуировка в Японии

Запреты на татуировку

Японское правительство вело сознательную борьбу против татуировки. Было издано несколько законов, направленных на искоренение татуировки как вида искусства. В 1789 на волне масштабных реформ были предприняты попытки поставить татуировку вне закона из моральных и этических соображений того времени.
Однако к 1801 году с приходом нового правительства эти реформы стали не актуальными, и популярность татуировки вновь начала стремительно возрастать. В 1811 году татуировка вновь подпадает под запрет в связи с ее популярностью и общедоступностью. На этот раз принятые правительством меры были более жестки. Татуировку объявили вне закона, а полиция стала совершать рейды по тату-студиям. Эскизы татуировок и инструменты татуировщиков изымались и уничтожались.

Также и клиент, и мастер татуировки стали соучастниками преступления: «носитель татуировки и татуировщик нарушают закон и несут за это ответственность». Однако и этот запрет долго не продержался, но, несмотря на это, культуре татуировки был нанесен непоправимый ущерб. В 1840 была принята более мягкая версия запрета 1811 года, который продлился 5 лет. В такой обстановке постоянного преследования и давления мастера татуировки и их клиенты были вынуждены уйти в глубокое подполье, а сам процесс татуировки стал для них особенно опасен.

Мир татуировки с облегчением встретил ослабление преследований со стороны правительства в период с 1845 по 1872 года, но уже в 1872 при правительстве Meiji татуировка вновь стала наказуемым преступлением. Эти меры были введены в рамках очередных реформ, направленных на создание имиджа Японии, близкого и понятного Западному миру. Однако к великому разочарованию правительства, те самые иностранцы с Запада, на которых были нацелены реформы, были под большим впечатлением от работ японских татуировщиков. Японские татуировки, вывозившиеся из страны на руках моряков, уже завоевывали известность и славу по всему миру. В конце концов, по настоянию некоторых членов европейских правительств, татуировщикам Японии было позволено татуировать иностранцев. В 1891 году царь Николай II во время своего визита в Нагасаки сделал татуировку в виде дракона. Наследник престола Греции Georgios также имел японскую татуировку. Однако – и это не удивительно – татуировки для самих японцев оставались вне закона, и хотя жесткость приговора менялась от правительства к правительству, этому искусству приходилось нарушать закон на протяжении многих лет.

Но с присущей ему настойчивостью, мир татуировки не только выжил, но и процветал в гнетущей атмосфере, созданной властями. Интенсивные отношения мастера татуировки и его клиента только укрепились в атмосфере нелегальности, окружавшей искусство. Упорство и решительность мастеров татуировки подвергалось в то время нелегкому испытанию, но в таких же условиях находился и их клиент. Они в буквальном смысле стали сообщниками преступления, которых могли легко арестовать. Такие тесные взаимосвязи продолжаются до настоящего времени, пережив эпоху строгих законов. Запрет на татуировки был снят только в 1948 году, и мир татуировки освободился из-под правительственного надзора.


Якудза

Хотя запрет на татуировку был официально снят, полиция продолжала преследования на неформальном уровне. В начале 1980-х в попытках противостоять повсеместному присутствию якудза – японской мафии – демонстрация татуировки на публике влекла за собой пристрастные допросы в полиции или даже преследования. Татуировки, в особенности те, что покрывают все тело в виде костюма (bodysuit), были привычным делом среди якудза и даже стали частью обряда посвящения в этот мир. В глазах общества татуировка стала прочно ассоциироваться с якудза и страхом перед ними. David E. Kaplan и Andrew Marshall в книге «The Cult at the End of the World» пишут: «Превосходная татуировка покрывает его от шеи до голеней – это верный признак якудза. Было достаточно просто закатать рукав и обнажить лишь часть татуировки, чтобы заставить машины ездить, двери открываться, а счета оплачиваться.»

Преследования полицией были призваны помочь властям помешать якудза в дальнейшем применять тактику запугивания и вдобавок подготовить почву для задержаний их членов. Таким образом, искусство татуировки оказалось под перекрестным огнем в большой схватке. Хотя некоторые фестивали и бани не подпадали под пристальный контроль полиции, для большинства публичных заведений появление человека с татуировкой было неприемлемо.

С приходом в Японию моды на татуировки в западном стиле, на улицах теперь часто можно встретить людей с небольшими изображениями на коже. Однако татуировки в стиле bodysuit все еще существуют как феномен и появляются на специальных фестивалях и в книгах. Но все же носители таких татуировок, особенно якудза, предпочитают не привлекать в себе внимания. Поэтому японская татуировка остается сугубо личным делом, ускользающим от любопытных взглядов публики.