Основные вопросы о тату

Здесь приводятся ответы на разнообразные вопросы на тему татуировок.


Для чего мы открыли салон? Множество умельцев предлагают свои услуги на дому, выбор есть и по уровню мастерства и по ценам. Мы считаем, что если есть желание заниматься данным делом профессионально, развиваться, зарабатывать себе репутацию, то работа в салоне под конкретным именем - это как раз то что нужно. Кроме того мы можем гарантировать соблюдение всех санитарных норм так как используем только профессиональный инструмент, оборудование для его хранения и одноразовые расходные материалы. Мы используем пигменты только лучших мировых производителей, что напрямую сказывается на качестве нанесенного рисунка. Ну и наконец мы предлагаем комфортные условия для наших клиентов.
Мы не оказываем услуг по нанесению татуировок лицам до 18 лет без согласия родителей! Если Вы выглядите молодо, пожалуйста, не забудьте захватить с собой паспорт.
Помните: временных тату не бывает! Миф о краске, которая "рассасывается" со временем - всего лишь миф. Татуировка - это след, который будет с Вами всю жизнь!

1) Тату это: искусство, бизнес, или особая форма деятельности?

Если труд татуировщика попытаться рассмотреть с точки зрения этих трех понятий, то, на мой взгляд, бизнес, как категория, рассматриваться здесь не должен. Бизнес, это когда одни деньги делают другие деньги. А мастер тату берет деньги за свое умение, за искусство. Культовых мастеров, работающих по астрономически дорогим расценкам наверняка можно назвать обеспеченными людьми, но никак не бизнесменами. Итак, тату, это, конечно же, искусство.
А особой формой деятельности это искусство можно назвать из-за мощных исторических и культурных корней, особой сложности и особой ответственности.

1) Вопросы по площади татуировок.

Не скажу ничего нового, если приведу в пример пресловутую «сигаретную пачку» для мужчин и «спичечный коробок» для женщин. В свое время существовало такое понятие: татуировка, размером с сигаретную пачку. Обусловлено это было двумя факторами. Первый, это тенденция нанесения сугубо небольших сюжетов и предельно часто на дельтовидную мышцу плеча. Второй, это усредненный уровень качества этих татуировок. Мастера раньше не баловали публику виртуозным владением иглой. К примеру, бесконтурный стиль практически отсутствовал. Современные тенденции развития тату искусства предполагают уже иные правила и каноны. Где бы не располагалась татуировка, она должна выгодно закрывать определенную зрительную плоскость, например, лопатку, или плечо. Художественный уровень, то есть, сложность, также возросли. Оплачиваются работы соответственно, уже не по занимаемой ими площади, а по затраченному на них времени. И на данный момент, все эти табачные аксессуары, как мерила тату сюжетов, отходят в прошлое.

2) Мотивы, побуждающие людей наносить татуировки.

Однозначного ответа на такой вопрос, думаю, нет. Полагаю, что в среднем, люди хотят подчеркнуть свою индивидуальность, с другой стороны, приобщиться к какой либо социальной среде, кто то хочет получить какие то новые ощущения. Многие делают тату для обозрения окружающими, многие – для себя. Некоторые поддаются веяниям моды, примерам друзей, сиюминутным решениям. На тату решаются после каких- либо событий в жизни, с целью, что - то поменять и так далее.
Также можно отметить нанесение тату в косметических целях, это работа по шрамам. Салонная, профессиональная татуировка – это практически всегда взвешенное решение. Татуировка, сделанная в подъездных условиях, это песнь отдельная. Много безголовых случаев нанесения татуировок на скорую руку, в нетрезвом состоянии. С этими случаями граничат и некачественные армейские партаки.

3) Отличие тату от других способов самовыражения.

Для клиента это достаточно ответственный шаг, в определенной степени экстремальный и необратимый. Здесь я имею в виду людей, впервые решившихся сделать себе тату. Когда речь заходит о второй, третьей и так далее, татуировке, отношение к этому явлению упрощается. Не должен упрощаться сам принцип подхода к решению сесть в кресло тату мастера. Как говорится, сто раз нарисуй, один раз нататуируй. Человек в определенной степени рискует и своим здоровьем и своей внешностью.

4) Чье мнение должно быть решающим при выборе рисунка, мастера, или клиента?

Полагаю, что при выборе сюжета для татуировки, когда решается вопрос что делать, решающим должно быть мнение клиента. Именно он должен принять решение в плане тематического направления. А вот когда затем возникает вопрос, как и где это делать, лучше все-таки прислушаться к рекомендациям мастера. Рекомендациям в плане различных графических решений, цвета, композиции, стилизации и т. д.

5) Какой отпечаток тату накладывает на владельца.

Тут уместно вернуться к теме мотивации клиента. Часто человек желает подчеркнуть уже имеющиеся в наличии черты своей личности, к примеру, яркая, демонстративная натура украшает свою внешность еще и татуировкой. В данном случае, никакого особого отпечатка тату не наложит на владельца. Если наоборот, человек хочет что то поменять в жизни и использует для это тату, то тогда возможно, какое то влияние и будет. Но каким оно будет, предположить трудно. Часто наносят изображения- обереги. В данных случаях предполагается, определенное влияние татуировки на какие либо события. Часто встречаются в практике такие случаи. Человек средних лет украсил плечо татуировкой, посмотрел в зеркало на общую картину, плюнул на лень и пошел в тренажерный зал.

6) Привлекательность работ со смыслом, или лишь бы было красиво.

Мои личные предпочтения в плане сюжетов сформулировать достаточно легко. Нравится выполнять все нестандартное, необычное. Такие изображения иногда даже не ожидаешь увидеть на теле. В большинстве своем это объемные теневые работы, элементами которых являются, например, складки ткани. Очень нравится, когда клиент выбирает мои авторские сюжеты (флеши). В плане смысла можно сказать, что для владельца, его татуировка почти всегда наделена каким то смыслом, даже если это примитивный орнамент. Ну и вдвойне приятно, когда сам сюжет отличается какой- либо концептуальностью.

7) Должен ли быть у мастера свой фирменный стиль, или мастер должен быть универсалом?

По большому счету, эти два понятия не являются антиподами. Как показывает практика, опытные мастера почти всегда обладают своим неповторимым почерком, эта закономерность представлена не только в тату, но в искусстве, в целом. Иногда этот почерк узнается легко, иногда сложнее, но он есть. И обладание таким почерком вовсе не входит в противоречие с универсальностью мастера. Все зависит от его, мастера, желаний. Тут уже есть варианты. Не будем затрагивать тату- Олимп, но большинство мастеров предпочитают постоянный технический и тематический рост, знакомство с чем-то для себя новым. Однако есть и такие, кого устраивает их уровень на настоящий момент, а недостатки в технике работы они выдают за особенности своего стиля. Клиент им судья, как говорится.

8) Чье творчество является ориентиром, откуда приходит муза?

Не будем приводить имена тату-гуру, они слишком хорошо известны одним и ничего не скажут другим, здесь можно отметить следующее. Образцом для подражания всегда являются мастера, работающие с фотографической точностью в стиле реализма, либо обладающие каким то уникальным стилем, см. выше. Что касается музы, то она может прийти и после просмотра галерей обычных художников, не являющихся татуировщиками. Ну, разумеется, талантливых художников. Одно имя все-таки здесь уместно привести в пример. Ганс Рудольф Гигер, создавая свои иллюзорные биомеханические миры, наверное, и предположить то не мог, какое развитие его идеи получат в мировой татуировке.

9) Что должен нести в тату культуру мастер-профессионал? Какими чертами он должен обладать?

Перефразируем вопрос. Мастер должен нести тату в культуру и культуру в тату. Данный вопрос уместно рассматривать с точки зрения нашего израненного менталитета. Иными словами, необходимо добиваться того, чтобы тату заняло, наконец то, достойную нишу в культурной жизни нашего многострадального общества. Вот, например, данная статья- это маленький шаг в этом направлении. Что касается культуры в тату, мастер иглы просто вносит посильный вклад в общее дело, повышая его художественный, творческий и, разумеется, культурный уровень.

10) Какие черты присущи только Российской тату- культуре? Должны ли наши мастера ориентироваться на Запад?

В отличие от западной, наша культура еще только формируется (и не только тату - культура). В этом и есть главное различие. На западе, как говорится, все уже есть, и различные стили, жанры, школы, традиции и мощная индустрия и правовое поле, в конце концов. Хотя отсутствие этих традиций у нас, порой играет на руку российской татуировке.
В отличие от запада, наша профессиональная татуировка обладает большей стилистической свободой и, соответственно, в меньшей степени отягощена какими либо традиционными историческими тенденциями. (Во, блин, завернул то!) К примеру, наши мастера не злоупотребляют различными экспериментами по смешиванию стиля Иредзуми и Олд скул.
Особые отличительные черты нашей тату – культуры выделить трудно. Возможно эти черты еще в стадии развития. Навскидку можно отметить отсутствие на Западе многочисленных объявлений об ускоренных курсах по обучению тату. Ни в одном специализированном журнале не видел, может, правда, плохо смотрел. У нас же каждый второй тату салон столицы сделает из любого чайника первоклассного мастера тату за 12 занятий, включая практику. Смешно.
Но, тем не менее, если в сегодняшнем виде это явление пришло к нам с Запада, то, как на этот самый Запад не ориентироваться?

11) Нужно ли проводить обучение начинающих татуировщиков?

Очень обширный вопрос. С одной стороны, учитывая всю ответственность тату мастеров, обучать как бы надо, но…
В том виде, в котором оно существует сейчас, искусство тату, это, прежде всего, неформальное явление. Это исторически сложившаяся мировая практика. В России татуировка существует практически, вне какого либо правового поля. То есть вы нигде не найдете никаких государственных стандартов, канонов и правил, регламентирующих деятельность татуировщика. Разные государственные структуры на местах, как говорится, пытаются ввести какое то подобие системы. Но это на эти попытки без слез смотреть невозможно. И, разумеется, нет никаких механизмов по контролю качества деятельности татуировщиков. В салонных условиях можно подвергнуть контролю лишь гигиеническую часть процесса. И, как следствие всего этого, нет официальных учебных заведений, где бы готовили таких специалистов. Здесь уместно провести параллель, например, с бардовской песней: явление есть, движение есть, люди работают, но на барда выучиться негде. Нет официальных заведений, обучающих альпинизму и туризму, а ведь столько людей гибнет, с экстрасенсами полный бардак и т. д. Отсюда один вывод: даже если кто- нибудь решит, что обучать нужно, реализовать это решение в полной мере нереально. Исходя из этого, каждый начинающий татуировщик самостоятельно находит свои университеты.


12) В какой литературе по татуировке наиболее нуждается читательская аудитория?

Прежде всего, в профессионально написанной литературе. Несколько раз в руки попадались издания очень сомнительного содержания, без каких либо данных об их авторах. Общая идея какого то самоучителя по тату, например, сводилось к следующему: тату- это просто!! Вот гвоздь, вот подкова, трах - бах и готово!! И ни слова о гигиене! Тут уместно провести параллель с предыдущим вопросом: А учитывая ответственность за выпуск безграмотной литературы, надо ли проводить обучение издателей? Прибавьте к этому полную неразбериху в терминологии и некачественные флеши, вот и получается чистый компромат. Хотели, видно, как лучше…
Но, выход в том, чтобы писали сами мастера, уровень компетенции такой литературы сразу бы возрос. Отчасти эту проблему решает как раз периодика с информацией из первых рук. В добрый час.