История Татуировки

История. В буквальном переводе с английского языка ­«tattoo»- «несмываемое слово».

В буквальном переводе с английского языка ­«tattoo»- «несмываемое слово». Изучающие тату сходятся во мнении, что сам термин «татуи­ровка»ввел в обиход знаменитый путешествен­ник капитан Джеймс Кук после своих вояжей в жаркие края Океании и Полинезии. «Тату» на диа­лекте островитян означало«рисовать», у явайцев «тау» - «рана».

В наши дни под татуировкой (в дальнейшем ­тату) понимают неглубокое введение в кожный покров посредством колюще-режущих инстру­ментов красящих веществ, чтобы получить долго не исчезающее и устойчивое изображение, узор или рисунок.

Понятно,что в разных регионах Земли тату приобретала особые черты. Например, у на­родов,населяющих северо-восток Сибири и Аляску (чукчи, ханты, эскимосы, ненцы),культи­вировались изображения тотемных животных­-покровителей племе­ни -Медведя, Кита, Оленя. У скифских вождей и принцесс об­наружились рисунки лошадей, баранов, ми­фических существ. Та­туировкой покрыва­лись тела, руки,ноги, лицо, половые органы. Это делалось как для обозначения принадлежности к тому или иному роду-племени, так и для устрашения противника в бою. На­пример,у древних славян воины наносили себе лицевую татуировку.

У наших предков был весьма популярен трав­ный, растительный орнамент, передающий соч­ное живое ощущение растения, наполненного соками, могучей жизненной силой. Его образцы, в отличие от не столь долго живущих татуи­ровок, исчезающих вместе с их владель­цами(если не приме­нялась специальная обработка или специ­фические условия хра­нения),сохранились на художественных из­делиях резьбы по кос­ти, например, ларцов и тарелок, датируемых XVIII вв. из собрания Музея этнографии народов СССР.

Не забудем и о специальных шаманских тату, связанных по смыслу с целительской, предсказа­тельной, обрядово-заклинательной практикой шамана,нередко - вождя племени. Аналогичную функцию несли тату в Азии, где выполняли роль амулета (например, у бирманцев).

Большой вклад (в том числе по теме тату) в об­щую копилку изучения народов региона Микронезии внес наш знаменитый соотечественник, ученый-этнограф Николай Миклухо-Маклай. На­блюдая за туземцами, он заметил интересный факт, что для многих племен Океании нанесение тату символизировало достижение брачного возраста как для мужчин, так и для женщин. Там же, помимо отличительных символов при­надлежности к тому или иному роду, татуировка была знаком высокого общественного положе­ния,как, например, на островах Самоа.

Охотники и рыболовы могли татуировать себе символы моря или леса, животных или рыб для удачи в охоте или рыболовстве. А новозеландское племя маори столь забо­тилось о точности воспроизведения рисунков лицевых тату (моко), что его вожди ставили их,например, в качестве личных подписей на до­говорах при продаже своих земель британцам в XIX веке.

Европе практико­вали тату торгующие лю­ди - купцы, ремесленни­ки, а также воины. Среди этих сосло­вий до сих пор широко распространена цеховая или профессиональная солидарность. Иногда это могло выражаться в на­несении знака профессии на тело.

Татуировкой (как иногда и клеймом) наказыва­ли, помечая не просто провинившихся, а особо жестоких убийц,насильников, воров и конокра­дов, не делая особых различий между мужским и женским полом.

Свои знаки отличия были у жриц любви: неза­мысловатые сердечки, имена запомнившихся любовников, возможно порнографические сим­волы, названия публичных домов или мест, где промышляла гетера.

Особенно процветало тату у моряков, насмот­ревшихся диковинок по всему миру. У многих из нас (и вполне обоснованно, надо заметить) моря­ки ассоциируются с загадочными и широкими натурами. Действительно, кто мог отправиться в долгое плавание, не видя все это время суши, питаясь сухарями, солониной, элем, частенько оста­ваясь без пресной воды. Выглядит естественным желание человека, долгое время проведшего в замкну­том пространстве корабля, испытать на своей просоленной морскими и океан­скими ветрами шкуре чуже­земные диковинки. И татуи­ровка, в числе прочих не­пременных атрибутов, стала приметой моряка.

Не стоит думать, что на­носимые в те времена изоб­ражения являлись верхом красоты и изящества. Сов­сем нет. В ходу были про­стейшие рисунки и сюжеты. Например,черепаха могла означать, что ее носитель пересек экватор, якорь - ­что молодцу покорилась Атлантика. Но так как бывать морякам приходилось в разных странах и континентах, то иногда среди общей массы стандартных тем тату могли попа­даться и настоящие шедевры, напоминающие их обладателям о пережитых приключениях.Напри­мер, руку одного вполне могли украшать родопле­менные знаки таитянских островитян. Ногу другого - обвить восточные драконы. Торс треть­его - покрыть загадочные символы индейских пле­мен. Естественно, что возвратившись при удач­ном раскладе домой, моряки просто не могли не стать объектом повышенного интереса как среди дам, так и не бывавших в море мужчин.

У военных тату тоже пользовалось уважением, чему были свои причины. Рыцари средневековья не брезговали наносить тату в походах, ибо татуи­ровка, срезанная с тела покойного и специальным образом обработанная, могла служить свое­образной похоронкой для его родных или знаком принадлежности к закрытой социальной группе, тайному обществу.