Стили татуировки

Мировые войны - эти тигли, плавильные котлы истории, перемешавшие все и вся, также способствовали развитию тату. Иногда рисунок на теле служил средством для опознания убитого в бою солдата или офицера.

В гитлеровской Германии немцы выкалывали заключенным порядковые номера на теле и доду­мались в итоге до «оригинального» использова­ния татуированной кожи пленных в концентраци­онных лагерях.

В сталинскую эпоху в нашей стране заключен­ных, имеющих уголовные наколки, также подвер­гали унизительной процедуре насильственного удаления таких изображений. Часто они носили за­шифрованный, агрессивный, протестный, с много­численными оттенками «черного» юмора характер.

В России и во всем мире имели и имеют до сих пор большое распространение также и армейские наколки. Здесь основным мотивом выступает не совсем правильно понятое чувство «армейского братства» и стремление его зафиксировать, пусть даже в такой примитивной форме (имею в виду не качественность используемых красителей и та­ту-аппаратов).

Многими исследователями подмечено, что всемирная история татуировки богата событиями и личностями, ее прославившими. Она пережива­ла как спады, так и подъемы, но всегда оставались верные приверженцы тату, что не позволяло этому искусству исчезнуть из людской памяти на­всегда.

Так, например, в Японии середины XIX века бурный расцвет татуировки (образцы ирэдзуми, так в Японии именовалось искусство тату того вре­мени, остаются по ряду признаков непревзойден­ными до сих пор) сменился жестким прессингом на мастеров и ее носителей. Это было связано с приходом к власти нетерпимого и весьма ограни­ченного религиозного догматика. Впоследствии к началу хх века Япония вообще превратилась в ми­литаризованное закрытое государство. Чем все окончилось в 1945 году - общеизвестно. Вывод, конечно, слегка натянутый и спорный, но нача­лось-то все с запрета на нанесение татуировок.

Шестидесятые годы хх века считаются благо­словенными не только для музыки, литературы, но и для татуировки. Реальный подъем интереса к древнему и необычному искусству был связан с развитием контркультуры (битничество, хип­пизм, нудизм, сексуальная и музыкальная револю­ции), а также целых художественных отраслей от поп-арта до психоделики и постмодерна. Есте­ственно, что многие характерные знаки или изоб­ражения из таких направлений нашли свое отра­жение в стилях и подстилях тату.

Например, в так называемой Старой Школе (Old School) характер­ными признаками является «заливка» тату одно­тонным цветом, «жирные» контуры рисунка, как в тех же классических изображениях черепа.

Несмотря на непрекращающиеся попытки за­гнать искусство в подполье даже в наши дни, вме­сто спокойного анализа, легализации и принятия явления в качестве состоявшегося и вполне само­стоятельного вида человеческой деятельности, татуировка и связанные с ней формы модифика­ции тела гармонично развиваются.

Мастера шлифуют свои таланты. Не скудеет поток желающих нанести себе тот или иной узор, проколоть ухо, пупок, губу, сосок или бровь, сде­лать скарт, перманентный макияж и боди-арт.

Сегодня кто-то найдет в узоре тату сексуальный или агрессивный подтекст, стремление выразить­ся, выделиться из толпы, при влечь внимание, укра­сить себя, а возможно, и оттолкнуть, нанеся тату как предостережение для других.

Забавным является наблюдение, что татуированный никогда не будет приставать к не имеющему тату человеку - мол, почему у тебя нет тату? Все происходит точно наоборот. Татуировки из-за своей привлекательности всегда вызывают повы­шенный интерес именно у тех, кто не обзавелся тату. Исходя из собственного понимания момен­та, можно ненавязчиво продемонстрировать свое тату, рассказать о его стиле и смысловой нагрузке.

Сегодня качественно сделанная татуировка - ­дань оригинальному искусству, знак того, что человек в курсе веяний моды, следит за собой, разбирается в истории. Например, в Музее амери­канского национального искусства еще в 1971 го­ду была создана специальная витрина, представ­ляющая татуировку как вид искусства. Музеи, посвященные татуировке, открыты в Нью-Йорке, Йокохаме, Амстердаме, Лондоне. Их посещают тысячи людей, отдавая дань уважения и восхи­щения древнему, но парадоксально живому и актуальному искусству тату. татуировки, как и в глубоком прошлом, про­должают нести в себе закодированную информа­цию для посвященных в те или иные ритуалы. Они могут служить опознавательным знаком, как в клановых тату якудза или триад, специфиче­ских наколках уголовного мира, где на телах зеков читалась вся история их жизни. Нередко вместо имен любимых сегодня встре­чаются имена футбольных и хоккейных клубов, музыкальных групп. Ведь люди в наши дни все чаще сходясь, быстро расходятся, а вот привязанность к музыке и любимому клубу - это уже на всю жизнь.

Но чаще всего, особенно на первых этапах знакомства с тату и другими модификациями, основным для людей является мотив украшения своего тела (узор наносится в первую очередь для себя!) и стремление зафиксировать какую-либо памятную дату или событие.

Наиболее часто встречающиеся разновидно­сти тату позволяют классифицировать их по тем или иным стилевым группам и подгруппам. Сделать это стоит исключительно для удобства: соединить отличительные признаки, возраст того или иного стиля с историей и влиянием, ока­занным им на тату.

Самыми распространенными и древними являются следующие стили, имеющие ярко выра­женные отличительные характеристики: Келтик (CELTIC), Ориентал (ORIENTAL), Трайбал (TRIBAL). Особенностью Келтик являются мно­гочисленные кельтские орнаменты; Ориентал использует все, что связано с Азией (карпы, дра­коны, лотосы, иероглифы); Трайбал – длинные или короткие линии черного или синего цвета, с заостренными концами, символизирующие как морские, так и многочисленные земные сущности и растения.

Среди отдельных направлений выделяют та­кие, как Полинезия (Polynesia) - все, что связано с культовыми островами, по преданию, являющи­мися прародиной татуировки; Океания (Осеа n); Индейские мотивы или Гайда (Indian, Haida); Еги­петские (Egypt); Маори (Maori); Инки (Inks); Майя (Мауа), которые трудно спутать с другими группами, обладающими столь же ярко выражен­ными признаками, но не такими древними. То есть мы говорим о Реализме (Rea lism), Портрете (Portrait), Флористике (Floristic), Фэн­тази (Fantasy), Биомеханике (Вiomechanic), Хай­Теке (High-Tech), Классике (Classic), Традиции (Tradition), Новой Школе (New School), Кибер­панке (Cyberp unk), Рибофанке (Rybof unk), Ко­миксах (Comics), Кислоте (Acid) и ряде других подгрупп, которые можно включить в выше­ перечисленные стили, естественно, указав их «изюминки» (как, например, в синтезе Трайбала и Реализма, Новой Школы и Экстази, Комиксови Египетских мотивов).